По данным ООН ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибает более 1,2 миллиона человек, от 20 до 50 миллионов получают травмы, а суммарные экономические потери превышают 500 млрд долларов США. Огромный ущерб, который наносит государствам дорожно-транспортный травматизм, позволяет отнести его к основным угрозам современности.
Прогноз динамики дорожно-транспортных происшествий в мире, проведенный экспертами Международной федерации автоспорта FIA, свидетельствует о том, что, если не предпринять необходимых мер, смертность и инвалидность к 2020 году возрастут на 67 %. Травматизм от дорожно-транспортных происшествий с нынешнего девятого может подняться на третий уровень по значимости глобальной причины смертности.
Мировое сообщество, осознавая опасность, вызванную аварийностью на дорогах, принимает активные совместные меры для предотвращения этой угрозы. О чем свидетельствует принятие трех резолюций Генеральной ассамблеи ООН, в которых особо подчеркивается необходимость объединения усилий всех стран в решении данной проблемы.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Проблемы на дорогах особенно обострились в 90-е годы, когда была разрушена практически вся система государственного управления безопасности движения. Стремление к получению максимальной прибыли стало причиной того, что на дорогах появился транспорт с неисправностями, морально и технически устаревший.
Смена социальных ориентиров вызвала бурный рост правового нигилизма, пренебрежение к социально-правовым нормам, ощущение безнаказанности и вседозволенности. В результате, в России число нарушений примерно в полтора раза превысило численность автопарка. Превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, алкоголь стали причиной почти 70 % дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями.
Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают около 30 тыс. человек и получают ранения свыше 270 тыс. человек. Причем пострадавшие относятся к наиболее активной, трудоспособной части населения. Дорожно-транспортный травматизм являлся причиной высокой смертности среди детей и молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, что подрывает демографический потенциал страны. На дорогах за последние 7 лет погибло 7 900 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 166 020 детей.
Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2010 годы составил 506 246 человек.
Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2010 годы оценивается в 7 326,3 млрд рублей, что можно сопоставить с расходами консолидированного бюджета РФ в 2011 году на финансирование социальной политики 7 453,3 млрд рублей.
Аналогичная ситуация на дорогах соседнего с нами Казахстана. Так, по данным Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан только за прошедшую неделю с 19 по 25 августа 2013 года на территории страны зарегистрировано 547 ДТП, в результате которых погибло 108 человек и 719 получили травмы различной степени тяжести (за аналогичный период 2012 года с 20 по 27 августа 2012 года на территории Казахстана зарегистрировано 528 ДТП, в результате которых погибло 97 человек и 648 человека травмированы).
Вместе с тем, за указанный период сотрудниками дорожной полиции пресечено свыше 43 тыс. нарушений ПДД, в том числе 940 фактов управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, свыше 9 тыс. - превышения установленной скорости движения, 578 нарушений правил выезда на встречную полосу движения, около 3 тыс. фактов пользования мобильным телефоном при управлении автотранспортом.
Знакомые граждане Казахстана определяют следующие основные причины аварий, в чем сам неоднократно убеждался, проезжая по территории республики:
- первая - на дорогах вне населенных пунктов разрешена скорость движения 110 км/ч, это оптимальное ограничение скорости, но большинство ездят не ниже 140-150 км/ч. Многие автомобили премиум-класса "летят" под 170-180 км/ч и выше. Но часто смотришь, как тебя обгоняет старенькая, забитая народом "Мазда" или "Тойота" на скорости 150 км/ч и мысленно думаешь - "карагым, куда и зачем спешить в нашей стране?";
- вторая - однополосные дороги республиканского значения. Обгон потока фур - как смертельные шашки. "Только из-за этого приходится брать машину с большим объемом двигателя, чтобы комфортно обогнать", что конечно же спорно;
- третья - качество большинства дорог (особенно подготовка основания), перегруженные фуры продавливают асфальт и другое покрытие как пластилин, получается гребенка, на ней теряется управление со всеми вытекающими последствиями.
Проехав на личном автомобиле по России весной этого года около 8 тыс. км встречались с аналогичными проблемами в некоторых регионах нашей страны.
Большинство дорожно-транспортных происшествий связано именно с сознательным невыполнением требований безопасности участниками движения:
- несоблюдение скоростного режима и очередности проезда;
- отсутствие права управления и выезд на полосу встречного движения;
- неправильный выбор дистанции и нарушение правил проезда пешеходного перехода;
- управление транспортным средством в нетрезвом виде;
- нарушение правил перестроения и превышение установленной скорости;
- нарушение требований сигнала светофора или регулировщика и др.
Вместе с тем, большую обеспокоенность вызывает такой факт, что в ДТП часто погибают дети-пассажиры, которых водители-родители не пристегивают ремнями безопасности, не перевозят в автокреслах.
Конечно, причинами ДТП являются не только злоупотребления со стороны водителей. Нередко сами пешеходы становятся нарушителями правил дорожного движения.
Дорожная сеть в РФ не соответствует интенсивности транспортных потоков, и как результат - перегруженность основных магистралей в два-три раза. Эти обстоятельства стали причинами каждого пятого дорожно-транспортного происшествия.
В нашей стране на дорогах сложилась практически критическая ситуация. Обеспечение безопасности дорожного движения стало неотъемлемой составляющей укрепления национальной безопасности России. Только объединив усилия государственных органов и общественных институтов, можно было кардинально изменить ситуацию на дорогах. Масштаб проблемы требует от руководства страны и регионов принятия конкретных мер для решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России, что является одной из актуальных задач развития страны в современных условиях.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. n 1734-р, в соответствии с которой разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. 1995-р Концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".
Эта программа соответствует целям государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351) в соответствии с которыми снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности, а также снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий, являются одними из главных направлений демографической политики страны.
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации.