Директор ФСКН России В.П. Иванов 25 февраля 2014 года выступил на первой экспертной встрече по теме «Сокращение предложения наркотиков через полицейское сотрудничество» в рамках председательства России в «Группе восьми» в преддверии министерской встречи по борьбе с наркотиками.
Эксперты и представители антинаркотических ведомств собрались в г. Москва, в Президент-Отеле, объединенные стратегической целью международного полицейского сотрудничества – ликвидации планетарных центров наркопроизводства.
Незаконный оборот наркотиков к настоящему времени превратился в острейшую международную проблему, подрывающую сами основы не только национальной, но и международной безопасности.
Политический процесс ООН антинаркотической деятельности уже дважды в 1998 и 2009 годах обозначал императивы сокращения посевов и производства наркотиков, однако, эти решения не выполнены. Объёмы и масштабы наркопроизводства с 1998 года не только не снизились, но и прямо обратны нашим декларациям.
В конечном счете, это с неизбежностью дало заметный рост потребителей кокаина и героина в мире. То есть, объединённые нации, необходимо это констатировать, не смогли защитить население своих стран – прежде всего, молодёжь.
Особенно удручающая ситуация в Афганистане, где по-прежнему производится более 80 % всего героина в мире.
Данные ООН с неумолимостью демонстрируют, что динамика состояния наркопроизводства в Афганистане за последнее десятилетие является исключительно негативной.
Таким образом, очевиден провал стратегии и мер мирового сообщества в отношении афганского наркопроизводства.
Наркомания и наркопреступность из относительно локального феномена стала едва ли не ведущим видом криминальной и антисоциальной активности в мире. Отражением этого факта стало и создание во многих государствах мира наркополиции, которые трансформировалась в мощные спецслужбы, выполняющие весь спектр задач по защите общества от наркоагрессии.
«Задача нашего антинаркотического трека подготовить для Саммита лидеров «Восьмёрки» в г. Сочи 4–5 июня необходимые консолидирующие позиции и проект плана действий, — отметил директор ФСКН России В.П. Иванов. — Для этого 15 мая 2014 г. также в Москве будет проведена Министерская конференция по борьбе с наркотиками, в которой примут участие руководители, как полицейских, так и ведомств, отвечающих за здравоохранение и экономическое развитие».
В своем выступлении Иванов В.П. представил российский план ликвидации наркопроизводства, в котором ясно и в конкретной форме выделены ключевые направления и механизмы усилий международного сообщества.
Новый подход был официально представлен Россией уже в 2010 году – в штаб-квартире НАТО. В данном плане ясно и в конкретной форме представлены ключевые направления и механизмы усилий международного сообщества.
Из идеологии данного плана для полицейского международного сотрудничества вытекают следующие основные международные приоритеты.
Первое. Ликвидация планетарных центров наркопроизводства в Афганистане и Латинской Америке. Эти два центра порождают глобальные наркотрафики, задают градиент движения наркотиков к рынкам сбыта, подрывают стабильность в транзитных государствах, деформируют экономические и политические процессы в направлении роста преступности и насилия. Именно наркопродукция этих центров является непрерывно воспроизводимым топливом, поставляемым в регионы планеты для экстремизма, терроризма и транснациональной преступности.
Второе. Квалификация масштабного индустриального производства наркотиков как угрозу международному миру и безопасности.
Третье. Альтернативное развитие.
Международный опыт показал, что культивирование наркосодержащих растений происходит преимущественно в регионах, которые характеризуются низким уровнем социально–экономического развития, охвачены гражданской войной, партизанской борьбой и другими локальными конфликтами, а также находятся вне контроля правительств, которые не могут самостоятельно решить эти проблемы.
Поэтому единственный надежный в долгосрочной перспективе путь решения проблемы культивации наркосодержащих растений – это обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие регионов, их стабильность и безопасность, причем решение этих проблем требует активного международного участия и работы.
Самым успешным примером реализации программ альтернативного развития является Таиланд, в котором при поддержке правительства Германии эти программы реализуются с 1969 года. За прошедшие 40 лет производство опиума в этой стране упало с ежегодных 145 тонн практически до нуля, и все семьи, ранее вовлеченные в выращивание опиума, постепенно переключились на альтернативную законную деятельность.
Силовые меры, уничтожение посевов, без одновременной реализации проектов альтернативного развития дают только краткосрочный эффект.
Поэтому долгосрочная антинаркотическая стратегия должна быть ориентирована не столько на ликвидацию наркопосевов, сколько на ликвидацию у фермеров предпосылок и самой идеи выращивать наркопосевы путем предоставления им легальных источников дохода и одновременного применения карательных мер к тем, кто организует торговлю наркоурожаем.
Четвертое. Декриминализация молодежной среды через сокращение спроса на наркотики на основе программ реабилитации и ресоциализации.
Пятое. Планирование и проведение международных стратегических антинаркотических операций.
На секциях будет представлен опыт России в проведении стратегических антинаркотических операций совместно с Афганистаном, Никарагуа и Литвой при активном участии США и государств Евросоюза.
Вторая экспертная встреча, посвященная подробному рассмотрению альтернативного развития для регионов производства наркотиков, состоится 25 марта 2014 года.
В