С 20 по 23 июня 2013 г., в четвёртый раз, в д. Окунево Муромцевского района Омской области прошел традиционный ежегодный купальский этнофестиваль «Солнцестояние», на который выезжали представители нашего регионального отделения.
За относительно небольшой срок своего существования мероприятие стало одним из значимых событий в регионе, вызвав широкий общественный резонанс и волну положительный откликов от гостей и прессы. В 2012 году фестиваль посетили по разным оценкам от 6000 до 7500 человек. В 2013 году зрителей и участников было больше.
Солнце — это свет, солнце — это тепло, солнце — это жизнь. Солнце — это то, что существовало до появления всех религий. Солнце не разделяло людей религиозными барьерами догм — оно сияло в небесной выси, даря тепло и свет всему живому на земле, и до сих пор ничто так не влияет на жизнь обитателей земли, как Солнце.
Современный «цивилизованный» и просвещённый человек оторван от природы, он не видит того, что ещё совсем недавно было очевидным для простого землепашца. Относительно недавно учёные стали говорить о том, что Солнце влияет не только на природные процессы земли, но и на социальные.
Наши предки испокон веков понимали это и поэтому стремились гармонизировать свою жизнь с Солнцем. Не поклонялись ему, дрожа от благоговейного ужаса, а общались и славили его, считая своим предком — Даждьбогом, себя же именовали даждьбожьими внуками. (Заметьте, ни слугами, ни рабами, а внуками.) Как и всё в этой вселенной, Солнце имеет свои циклы, в традиции с этими циклами связаны праздничные даты.
Солнцестояние — это важнейшая дата в древних календарях практически всех народов Земли. Время максимальной солнечной активности, самые короткие ночи в году, в этот период испокон веку люди благодарят и славят самое близкое к нам небесное светило — Солнце, за свет и тепло, которые даруют жизнь. На Руси солнечных праздников было множество, все они имеют большое значение, но можно выделить четыре наиболее крупных и почитаемых: осеннее и весеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния. Радогощь, Масленица, Коляда, Купало, эти древние праздники помнят и сейчас, и по сей день у большинства жителей России эти слова вызывают в памяти костры, хороводы, блины, песни, веселье, а ведь эти обычаи идут из глубины тысячелетий.
Уже сам этот факт говорит о том, какое значение имеют эти даты. Пожалуй, нет в году более подходящего времени для проведения фестиваля народной культуры под открытым небом, чем день летнего солнцестояния. Название фестиваля «Солнцестояние» отражает его направленность, что выражается в главном слогане мероприятия: «Солнце светит всем». Одной из главных задач фестиваля является популяризация народных обычаев и традиций во всём их многообразии.
Первый фестиваль был проведён в июне 2010 года, и, несмотря на то, что место проведения — д. Окунево Муромцевского района — находится в трёх часах езды от г. Омск, мероприятие за два дня посетили более тысячи человек. В последние годы у многих людей, в том числе и молодёжи, уставших от материалистического бытия цивилизации, просыпается интерес к познанию глубинной сути традиций своего народа, культуры своих предков.
Но этим людям скучно слушать «околофольклорные» коллективы, поющие застольные песни. Эти люди чувствуют нечто большее, стремятся проникнуть глубже. Форма фестиваля народной культуры под открытым небом проста и демократична, что позволяет собирать на такие мероприятия сотни и даже тысячи человек. И что самое приятное: для того чтобы стать участником, а не просто зрителем, достаточно лишь изъявить желание и включиться в процесс.
Фестиваль проходит несколько дней, за это время на сцене успевает выступить множество очень интересных коллективов, исполняющих фолкмузыку, с разных уголков России. Но этносцена — это лишь часть фестиваля. У гостей есть возможность посетить ярмарку, школу ремёсел, психотренинги, семинары, приобщиться к старинным обычаям и поучаствовать в игрищах и молодецких забавах.
В этом году на фестивале принимали участие:
1. Этносцена
- Белагор (г. Ростов на дону) – славянский фолк
- Наследие Вагантов (г. Москва) – фолк рок с волынками
- Солнцеворот (г.Омск) – славянский фольклорно-этнографический ансамбль
- Дмитрий Парамонов (г.Москва) – славянский инструментальный аутентичный фолк
- Sage (г.Екатеринбург) – диджереду и перкуссия/ Русское традиционное пение
- Ylande (г.Омск) (экс Старый Мельник) – арт фолк рок
- По голове себе постучи (г.Омск) – шоу этничесих барабанов
- Славяне (г.Омск) – молодёжный фольклорно-этнографический коллектив
- Китеж (г.Омск) – аутентичный славянский фолк/ авторский славянский фолк
- Duduldrum (г.Москва) – Средневековый европейский фолк
- AmbiEthnica (г.Омск) – Этно электронный проект
2. Мастер классы проводили:
- Диджереду (в чистом виде, техники звукоизвлечения, техники игры, выстраивание композиций, регуляция дыхания) (Ведущий: Евгений Толстых г. Екатеринбург)
- Гончарная Толока (Знакомство с гончарным делом, мастер-класс по изготовлению изделий, обжиг сделаных своими руками изделий) Александр Белосветовский, Л,Александр Смазнов, Андрей Задерий (Омск)и др.)
- Обереговаря кукла (Знакомство с традицией, мастер класс по изготовлению обереговой куклы) (Ведущая: Светлана Косинцева г.Омск)
- Сибирская береста (Знакомство с берестой, рааасказ о традиции, изготовление изделий) (Ведущий: Егор Кузьмин г.Омск)
- Александр Немчанинов издатель. Русский Оксюморон.
- Юрий Краснов Научный руководитель проекта «Оратай», к.т.н., проф. Ю.И. Краснов с 1986 года по настоящее время работает над разработкой и реализацией во многих практических приложениях комплекса прорывных технологий, основанных на использовании уникальных свойств реструктурированной воды
- Анатолий Черняев – исследователь древнерусских саженей в архитектуре, специалист по живым мерам и золотому сечению. Академик Международной академии информатизации при ООН.Автор неожиданных и оригинальных книг: «Тайны пирамиды Хефрена», «Золото» древней Руси», и других.
- Евгений Широков – кандидат технических наук, обладающий огромными знаниями разных отраслей. Руководитель Центра Хабитат БелНИИ градостроительства, вице-президент Международной академии экологии. Автор технологии строительства автономного и экологически чистого жилья из соломенных блоков.
И всё это в сосновом бору, на живописном берегу реки Тары. Одной из важных задач фестиваля является пропаганда здорового образа жизни, поэтому в месте проведения фестиваля запрещено распитие любых спиртных напитков. На Руси всегда считалось, что напиться пьяным на празднике — это проявление неуважения к предкам, Богам, всем окружающим, этого же мнения придерживаются организаторы.
Как в древности наши предки справляли летний поворот солнца возжиганием костров, омовением в реках и источниках, так и в более поздние времена, и теперь празднование «Купала» сопровождают теми же обрядами и обычаями. Добыв трением из дерева живой огонь, под пении особых купальских песен, зажигают в эту ночь большие купальские костры, плетут венки, по рекам пускают огневицы, с гор катают огненные колёса, символизирующие идущее на убыль Солнце, самые смелые ищут цветок папоротника, который по легендам цветёт в эту ночь.
Парни и девушки в праздничных нарядах устраивают хороводы и, взявшись за руки, попарно прыгают через очистительные купальские костры, очищая тело и душу от всех зол, болезней, горя и, главным образом, худого глаза. Народное поверье гласит, что кто выше скачет через купальский костёр, у того и добра будет в достатке. Одна из самых красивых легенд купальской ночи — легенда о цветке папоротника, который расцветает только в это время.
Согласно рассказам знахарей, происходит это следующим образом: из широких листьев его внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь ночи созревшая почка разрывается с треском, и перед взором предстает ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку не удается сделать это.
Оказавшись в купальскую ночь в районе д. Окунево, никто не в силах оставаться просто зрителем, все становятся участниками и запоминают это действо на всю оставшуюся жизнь.